В Германии, Швейцарии, Канаде и других странах ребёнку с признаками дискалькулии:
- проводят специализированные тесты,
- подбирают индивидуальные методики,
- дают больше визуальных материалов,
- регулируют темп обучения,
- снимают часть нагрузки,
- обучают родителей, как помогать дома.
Главная идея:
адаптировать математику под ребёнка, а не ребёнка под жёсткие рамки программы.
Когда ребёнку сложно с математикой: что важно знать о дискалькулии
Что такое дискалькулия простыми словами?
Какие сигналы показывают, что ребёнку нужна помощь
Иногда родители замечают, что ребёнок всё ещё считает на пальцах, не запоминает таблицу умножения, путается в простых примерах или тратит очень много времени на элементарные вычисления.
Одна из возможных причин — дискалькулия, особенность развития, при которой мозгу сложно обрабатывать числовую информацию.
Дискалькулия — это не болезнь и не недостаток.
Это особенность работы мозга, из-за которой ребёнку трудно:
🔢 понимать количество,
🧮 соотносить цифры с реальными величинами,
🧠 удерживать в памяти арифметические операции,
⚡ быстро выполнять вычисления,
🔗 воспринимать математические отношения.
Так же как при дислексии человеку сложно читать, при дискалькулии сложнее воспринимать числа.
И это совершенно не отражает интеллект или способности ребёнка в целом.
Присмотритесь, если он:
✋ Часто считает на пальцах
Даже простые примеры вызывают трудности без опоры на пальцы или предметы.
🔢 Долго осваивает простые вычисления
Даже одинаковые примеры вызывают затруднения, темп освоения ниже ожидаемого.
🔀 Путает цифры и математические знаки
6 и 9, «+» и «–» легко спутать — символы выглядят нестабильными.
🧩 Теряет последовательность действий
Во время решения примеров забывает, что делать следующим шагом.
🧠 Быстро забывает алгоритмы
Недавно объяснённые шаги решения стираются из памяти.
📉 Избегает заданий, где нужно считать или сравнивать
Задачи, столбики и сравнения вызывают растерянность или напряжение.
⚡ Сильно переживает при виде чисел
Цифры запускают тревогу или внутреннее напряжение.
💤 Устаёт на математике быстрее, чем на других уроках
На других предметах активен, а на математике быстро «выключается».
Такой ребёнок может быть внимателен и успешен в других областях, но математика вызывает сложности из-за особенностей восприятия, а не из-за нежелания учиться.
Почему школа часто не видит дискалькулию?
В России официальная диагностика дискалькулии развита слабо.
Иногда специалисты могут предположить наличие особенности, но точные тесты используются редко.
В результате школа обычно объясняет трудности так:
- «нужно больше практики»,
- «он отвлекается»,
- «плохо концентрируется».
И ребёнок остаётся один на один со своими особенностями, получая много стресса и мало реальной помощи.
Как с этим работают в других странах?
Что важно помнить родителям
Дискалькулия не определяет способности ребёнка и не ограничивает его будущее.
Это особенность восприятия, которую можно учитывать и благодаря этому — успешно учиться.
Ваш ребёнок умён, внимателен и способен.
Просто ему нужен иной путь к математике — более понятный, спокойный и подходящий именно ему.
И этот путь абсолютно возможен.